Линзовидная заточка (ЛЗ) значительно отличается от фабричной заточки большей части современных ножей. На большинстве ножей фабричного производства присутствуют выраженные спуски различной формы и выведена V-образная режущая кромка (РК). ЛЗ может присутствовать только на РК, или же являться продолжением спусков. Если профиль клинка представляет собой линзу, обычно говорят о полной ЛЗ (full convex grind). ЛЗ позволяет достичь высокой эффективности РК, обеспечивая хороший запас прочности - почти идеальное сочетание.
Недостатки ЛЗ
Несмотря на то, что ЛЗ существенно превосходит по свойствам обычные современные способы заточки, существует несколько недостатков, которые надо учесть в нашем "уравнении". Во-первых, ЛЗ - отчасти утраченное искусство, и для нее требуется определенный навык. РК на ножах массового производства обычно выводят в последний момент и уделяют ей очень мало внимания. Делать ЛЗ (особенно полный вариант) нужно именно в процессе производства клинка, что повышает стоимость ножа. Другой недостаток ЛЗ - эстетический. Для правильной заточки ножа с "линзой" нужно снимать металл со всей поверхности клинка. Это может повредить окончательной обработке клинка, что портит внешний вид. Обычно для ножей с полной ЛЗ требуется более толстый клинок, что приводит к увеличению веса. И наконец, мало кто умеет правильно точить клинки с ЛЗ. А если позволить ножу затупиться, пользы от него мало.
Преимущества ЛЗ
Поддерживать полную ЛЗ удивительно легко и дешево. Возможно, это не порадует тех, кто восхищается сегодняшним изобилием всевозможных приспособлений для заточки, как и тех, кто любит часами медитировать над заточкой. Если не позволять клинку с полной ЛЗ тупиться слишком сильно, доводка на ремне, скорее всего, восстановит прежнюю остроту. Можно купить дорогую систему для правки, которой требуется вагон загадочных паст и материалов, и радоваться каждый раз, пользуясь всем этим великолепием. Но это не требуется. С нашей задачей отлично справятся старый коврик для мышки и пара кусков наждачной бумаги. Можно собрать почти идеальную систему поддержания ЛЗ из бросовых материалов, которые наверняка есть дома, в крайнем случае - их можно задешево купить.
Если сравнить ваши расходы на нож с ЛЗ + простую систему для правки и расходы вашего друга на нож с V-образной заточкой + дорогую систему заточки с поддержанием постоянного угла, скорее всего окажется, что цена примерно одинакова. Разница в том, что вы вложили деньги в важную составляющую - нож. Вашему другу пришлось поступиться качеством ножа, чтобы позволить себе правильно затачивать его. Определенно, в консерватории что-то не так!
Другое преимущество ЛЗ - эффективность реза. Клинок с ЛЗ работает как клин, раздвигая разрезаемый материал. При этом снижается трение и сопротивление материала. Ножи с ЛЗ оказываются намного более эффективными при глубоком резе по сравнению с ножами с V-образной заточкой (при условии сходной толщины клинка) - это объясняется меньшим "прилипанием" к материалу.
Полная ЛЗ также позволяет дольше пользоваться ножом. По мере заточки обычного клинка постепенно снимается металл и увеличивается толщина РК, а это сильно снижает эффективность реза. При заточке клинка с полной ЛЗ металл снимается со всей поверхности клинка, поэтому толщина РК остается неизменной всегда. Нож с полной ЛЗ после нескольких лет работы будет резать так же хорошо, как новый. Это особенно важно для тех, чьи ножи - основной инструмент для работы или выживания, поскольку их инструмент требует постоянного ухода.
Как грамотно править клинок с ЛЗ
Главное - не допускать слишком сильного затупления; правка выполняется очень легко. Правка на наждачной бумаге хорошо сказывается на внешнем виде клинка (получается этакий satin finish), и не появляется царапин от бруска. На рисунке внизу показано правильное движение на твердой абразивной поверхности. Рисунок приведен здесь, потому что в поле не всегда есть под рукой коврик для мыши или кусок кожи. Часто приходится точить на коленке, ровном камне или доске. Главное - вести нож к себе, постоянно поддерживая соприкосновение с клинком по мере его поворота. Нужно равномерно снимать металл со всей поверхности клинка и останавливаться, когда достигнута РК. Когда заточка доходит до самой кромки, чувствуется изменение силы трения - в этот момент и нужно прекратить поворот. Действовать, как на рисунке, нужно и в том случае, если нож сильно затупился, и приходится затачивать его на бруске (хотя некоторые предпочитают движение в обратном направлении - "на зерно").
Если имеется хорошая мягкая поверхность для правки, все становится гораздо проще. Положите кусок наждачной бумаги на один-два коврика для мыши, прижмите к бумаге боковую поверхность клинка. Попробуйте покачать клинок, подняв обух примерно на 13 градусов. Вы почувствуете правильный угол по трению между РК и абразивной поверхностью. Можно также услышать изменение высоты звука при движении по поверхности. От легкого нажима коврик и бумага примут форму профиля клинка, позволяя выполнять ровные, прямые движения. Осторожно, не прижимайте клинок слишком сильно. Можно править и на мягком кожаном ремне с пастой, если ремень достаточно толстый и мягкий (чтобы не пришлось поворачивать клинок). Зернистость бумаги (или пасты) зависит от того, сколько металла необходимо снять и насколько тонко хочется отполировать РК. На практике обычно начинают с бумаги зернистостью 600-800 и доводят на 1500-2000. Это дает хорошо отполированную РК, замечательно подходящую для реза надавливанием. Если нож затупился сильно, то можно начинть с бумаги зернистостью 220.